понедельник, 24 марта 2014 г.

Глава 1

 

Образование селения Аргвани.

Селение Аргвани входило в союз сельских обществ Севрного Дагестана  -Бакълъулал (Гумбет).  Название союза Гумбет («гюмбет» в переводе с тюрк. яз. «лицом к солнцу») соответствует его самоназванию на аварском языке «Бакълъи», «Бакълъулал» ( в переводе с авар. яз «солнечная сторона»), указывающего на расположение сел союза на южном склоне хребта Салатау. Общество располагалось на левой стороне реки АндийскоеКойсу (Анди-ор)между Аварией (Хунзахское плато), Салатавией (НахъбакI), Анди и Ичкерией. По вопросу образования союзов  сельских общин среди ученых нет единого мнения. Б.Г.Алиев отмечал, что: «образование союзов сельских сельских общин – это не одновременный акт, а процесс, начавшийся с установлением прочных связей между общинами и еще не завершившийся с первоначальным объединением в союз нескольких сел. Союз мог изменяться как в количественном отношении входящих в него общин, так и в своем положении в системе других союзов и феодальных владений Дагестана».
К середине XIX в. по данным российских источников Гумбет включал 18 селений(Мехельта, Тлярата, Ингиши, Сиух, Аргвани, Гадари, Чирката, Артлух, Данух, Килятли,Верхнее Инхо (Тад Инхо), Нижнее Инхо, Ичичали, Читль, Цунди, Кижани, Цилитль, Шабдух). Ядром этого союза являлось наиболее крупное селение Мехельта. Принято считать, что территория Гумбета в средневековый период находилась в сфере внешнеполитических устремлений хунзахских ханов.  
До конца XVIII в.  Аргвани являлось одним из крупных сельских общин общества Гумбет. В первой половине XIX в.   Аргвани вошло в Гумбетовское наибство имамата Шамиля, по окончании Кавказской войны - в Андийский округ в составе Терской области (1860 г.), затем Дагестанской области (1861 г.), наконец, в 1929 г. - в Гумбетовский район Дагестанской АССР.  

Хроника «Сказание об основании аула Аргвани» как нарративный источник.  С историей  основания многих исторических дагестанскихселений связаны различные предания, легенды. Предание о возникновении аула  Аргвани отличается от других тем, что его основателей  возводят к потомкам сейидов, вышедших из Шама и при этом ссылаются на историческую хронику, известную как  «Сказание об основании аулаАргвани» («Тарих Аргъвани» авар. яз.).  
XIII – XIV вв. в истории Дагестана наименее изученный период.  А.Е. Криштопа отмечает, что дагестанские нарративные источники, к числу которых относится и «Сказание Аргвани» – единственный вид письменных источников, где исторические события в Горном Дагестане отражены в их связи как единый процесс. При этом автор  подчеркивает, что «этого свойства лишены и эпиграфические, и актовые материалы, и памятные записи, несмотря на их бесспорную большую фактическую точность».
«Сказание об Аргвани» (или «Сказание об основании аула Аргвани»), как и другие дошедшие до нас редакции известных сочинений («Тарих Дербенд-наме», «Кайтахские рукописи», «Тарих Дагестан», «Тарих Абу Муслим», «Хроника аула Ирхан», «Хроника Герей хана», «Аноним Муслима из Урады»), по мнению А.Е. Криштопы  в основном оформились в XVI-XVIIвв. К этому времени  формирование основных правящих  фамилий было уже завершено, но соперничество между ними углубилось и не ограничивалось уже лишь военно-политической сферой. Требовалось  некое  историко-правовое обоснование  собственной власти, ее  исключительных прав и преимуществ. По заключению А.Е. Криштопы это  вызвало появление особого рода публицистики, в которой для обоснования злободневных идеологических, политических и социальных целей использовались сведения о далеком прошлом, соответствующим образом отобранные и интерпретированные. В  частности –  для обоснования независимости и исконности прав какой либо сельской общины: «…например, независимость селения Аргвани от хунзахских ханов мотивируется происхождением аргванинцев от «газиев из Шама», а ханов – от «нечестивца Сураки». Таким образом, утверждает А.Е. Криштопа, подобные источники лишь условно могут быть названы «летописями» и «хрониками»:  по  сути  это историко-публицистические сочинения XVI-XVII вв.
В «Сказании об Аргвани» содержится обоснование независимости сельской общины Аргвани от хунзахских ханов, мотивированноепроисхождением аргванинцев от «газиев из Шама», а ханов – от «нечестивца Сураки»Правление нуцала Сураката в Хунзахе  Т.М. Айтберов  относит  к  концу XI в. , таким образом, связанные с этим правителем сведения местного источника «Сказание Аргвани» соответственно следует отнести к тому же времени,  в том числе и собственно образование селения Аргвани.  
По «Сказанию…» дата образования селения Аргвани восходит не позже 430 г.х./1038 г.  

Известные списки и  текст  хроники «Сказание об основании  аула Аргвани». Хроника «Сказание об основании аула Аргвани» сохранилось в нескольких списках, почти повторяющих друг друга, на арабском языке.  Один из списков (список А), сочинение имеет заголовок «Сказание об основании аула Аргвани», текст переписан Али Каяевым.  Списки Б и В  почти полностью совпадают со списком А. Список Г, являющийся точной копией списка В, входит в  состав сборной рукописи, включающей в себя ряд других хроник (все записи сделаны одной рукой, имеется запись: «с текста…ученого Али Салтинского, умер в 1894 г.»).   Список Д – в составе сборной рукописи принадлежавшей  Абдулатипу Шамхалову (хранится в личном архиве  Нурмагомедова М.Г.). Список Е – русский перевод издан Н.Семеновым с «арабской рукописи, принадлежащей кадию Шамиля Каратаеву» под названием «Предание о происхождении чеченцев»  (перевод с арабского подполковника А.Я.Чернышева). Известен также «унцукульский» список, переписанный Абдужалилом из Унцукуля у наиба Шамхала (примечателен тем, что  текст рукописи приведен на арабском языке и нааварском языке аджамом). В основу использованного  нами перевода проф.А.Р.Шихсаидова, которому выражаем свою благодарность и признательность, положен список А.  

ТЕКСТ ХРОНИКИ «СКАЗАНИЕ ОБ АРГВАНИ».
«…Это книга, которую составили наши предки относительно историипереселения мухаджиров из Сирии (Шама) в Дагестан. Это событие произошло в  63 году после кончины посланника, да сохранит его Аллах и приветствует.  Они вышли из Нахшвана, а их было три брата, сыновей  амира Али аш-Шами – Абу-л-хан, Рашид-хан и Хамзат-хан. Все они дети одного отца, господина старшин и султанов, жил он сто лет. После его смерти Абу-л-хан  и его братья подверглись угнетению со стороны старшин и амиров. Место их отца занял Амр б.Хасан аш-Шами , господин этих городов.
Затем сыновья Саййида Али перешли в Кагзман, где находились их родственники. Братья жили там 10 лет, там же умер Хамзат-хан. После этого мы вышли оттуда  в сторону Рум, где жили 6 лет. Там умер Рашид-хан. Потом мы прибыли в Халабар вместе с тремя сыновьями и четырьмя дочерями, а оттуда в область, где не было ни людей, ни диких зверей,  и остановились у небольшой речки, где построили укрепления и дома. Здесь родился сын, имя его Б.схан, данное потому, что так называлась река.
Там умер Абу-л-хан, от которого остались сыновья Шам-хан, Саййид Али и Факр ад-дин и четыре дочери. Он умер 90 лет от роду. Эти записи – от Абу-л-хана, да смилостивится над ним Аллах.
А  затем  бедный  Шам-хан начал  составлять эти строки в 153 г.х. (770 г.)  После смерти их отца Абу-л-хана он выдал своих дочерей за амиров Абизик и сам он женился на дочери одного из этих амиров.
Затем между ними начались  раздоры и тяжбы  и убил тогда мой слугаодного из их братьев, поэтому мы были вынуждены уйти из Б.схана и перейти на место близ речки, где построили крепкие дома  из-за страха перед  амирами  Абизика. Там у нашего  брата Саййид Али родился сын, которого мы назвали Аркун. В те времена в той области не было никого, кроме них, поэтому это имя сохранилось за речкой Аркун. В нем жил  Саййид Али, я  же поселился  в Н.х.ш.а . Это было  составлено в 213 г.х. (828-829 гг.) Затем Шам-хан умер в Н.х.ш. После его смерти там осталось 13 фамилий. Все эти записи от Шам-хана.
Затем бедный Хамзат-хан, сын Шамхана – третий из отцов, переселившихся из Шама.  
Аркун, сын Саййид Али оставил свое место и обосновался вместе с Фахр ад-дином в Махинта. Отсюда они отправились в горы на поиски и нашли на одной из гор большой лес и превосходный участок земли, и мы задумали остаться  здесь и обосноваться на постоянное жительство.
Я в это время находился в Н.х.ш., был доволен жизнью. Оттуда я отправился вместе с братьями, чтобы посмотреть на упомянутую гору. Мы там нашли превосходное место. Мы  пришли к единому мнению о постройке укреплений и домов в этом месте. Тогда мы оставили нашего сына Аркуна на этом месте, где образовалось (впоследствии)  большое селении Аргуни(Аргвани). Что же касается  Фахр ад-дина, он раскаялся и вернулся к Хамзату, жившему Н.х.ш.  
В  той области было в том время только два селения Куруда и Аргуниб.
В это время появился амир Аваристана и брат его со стороны реки из Чирюрта. Оба они кяфиры, из иудеев. Они построили в этих местах многочисленные и сильные укрепления. Они нашли в этих местах рудники золота, серебра и железа, оба они жили в таком состоянии 112 лет. (…)
Затем появился шах мутазилитов  Тахмазхан, став владельцем земель что между Т.р.к. и Гурджистаном и от Тимирказака до Сарисина. Через три года он вернулся со своим  войском на родину и умер. На его место стал Тимир султан-хан, который взял власть в свои руки, владение – в свою собственность. (…)
Селения Гимрав, Унсукул, Ихил, Чирката, Ашильта, Инхуййан (...),  весь Аваристан – из христианСугул, Чаххал и Кудил– из них же. Салта  – из евреев, …что касается жителей Гида (Гидатля), то они из Грузии,  весь Кадар–  из  мутазилитов, весь Багулал  – из Грузии,  жители Андала – из евреев,жители Кубути – из Грузии,  селение Аргуни – из Сирии (эти записи от Шамхана).  Это имело место в 430 г.х. (1038 г.)  
Я – бедный составитель (мухаррир) Аркун, откуда и Аргун, был амиром на горе Аргун и не было в то время других амиров, кроме Сураката и его брата Кахара. Оба они неверные, а я мусульманин, хвала Аллаху.
Суракат выступил и уничтожил селение Имилта с помощью Т.хал и Инхал, истребил всех  мужчин и женщин, млад и стар. Они были в то время храбрейшими среди людей, совершеннейшие в богатстве. Они любили меня, а я их. Когда я услышал о войне их, я отправился с жителями Аргуни против Сураката, и мы вступили в бой с ними. В том селении мы не нашли никого в живых, все были мертвы, кроме трех братьев – Мусы, Ибрахима и Хаджи, сыновей Фирали. Они оставались  во власти Навруз хана. Затем эти братья прибыли в селении Аргуни. Мы их хорошо приняли, защитили их. Они подарили нашему джамаату  миску меди, в ней 30 раталов, а наш джамаат отдал им узкий участок, называемый Риф ал-ам аз («берег козлов»), где они построили селение. Мы его назвали Гадариб, в соответствии (с аварским)  названием миски. Мы определили им, когда их селение достигло 30 домов, на жителей этого селения  в пользу джамаата  Аргуни топливо на 30 ослах для мечети, 30 раталов  жиру для светильников мечети. Когда был превышен этот предел, они были удалены из этого селения, а миску джамаат наш вернул им. Вот так было.
Затем появился ислам со стороны восхода солнца в 900 г.х. (1494 г.),начиная от Гарахайдака вместе с известным шейхом шейх Ахмад, Абдаллахом и Абд ал–Муслимом, при них был посох пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они насильно распространили ислам от Гарахайдака до Дагестана. Когда они дошли до Чирюрта, они вступили в схватку с братом Сураката,  убили его, разрушили резиденцию его, сожгли укрепления его, затем вернулись от них. В этом столкновении были убиты шейх Ахмад и Абдаллах, а остались в живых  Абд ал–Муслим  и Абу–л–Муслим. Они со своим войском пошли на Сураката, убили его, захватили все места его владения, сожгли его укрепления, разрушили поселения, захватили его богатства. Абд ал–Муслим умер, а Абу–л–Муслим остался в живых и жил в Аваристане, имамом для всех мусульман, праведный.  Примерно лет через 30 он скончался, а в Аваристане появился человек из потомков Сураката по имени Хан Зак.
В его руках оказалось правление Аваристаном. Род его был многочисленным и власть переходила от одного к другому, и все амиры Хунзака были  из рода Сураката, не из рода посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В их руках оказался весь Дагестан вплоть до Н.хшина. Они брали с жителей, когда они обосновались на горах, харадж за горы, овцы, скот, исключая гор селения Аргун, а это была гора святых («джабал ал-авлийя») вплоть до горы Кирбит и нет хараджа на него, кроме как в пользу Аллаха великого.  Вся эта гора – мулк аргванинцев, так как они первоначально обосновались на этой горе по части места жительства и родства. Они из Сирии, из потомков Саййида Али. Не было построено в области гор иного селения, кроме селения Аргуни, если не считать  селения Куруда, владельцем и основателем которого был человек  из  рода Хайбара.
Таким образом правление оставалось в руках амиров Хунзака   вплоть до границ  Б.сса. (…) Образовалось много селений, которые обложили хараджем в пользу амиров Хунзака.  Вот так оставались дела до сих пор.  Это имело место в 145 г.х. со времени смерти посланника, да благословит его  Аллах и приветствует.
Конец. Хвала Аллаху, великому и славному.
Мученик Али Хаджияв сын Хасана ал–Иргани был девятнадцатым от предков древних. Он отправился в хадж, жил в Мекке по совершении хаджа, где провел шесть лет, в седьмом году он вернулся в Сирию, где жил один год. Изучал дело выхода  предков его селения Аргуни из Сирии, по какой причине они вышли и переселились оттуда и выяснилось без лжи, что Шам–хан, Рашид–хан и Хамзат, дети Саййида Али, амира Сирии (Шама)  вышла 100 г.х. (708-719 гиз  Нахшвана, боясь несправедливости амиров, и достигли горы Бишдах, и подобным образом – все что было в этой книге из имен. Что касается Нашха, Б.с.хана, Аркуна, Сарсина, М.х.к.та, горы Аргуна – все они – таким же образом.  Произошло это в 1165 г.х (1751 г.)».
(пер. А.Р. Шихсаидова, комментарии П.И. Тахнаевой)

Предположения о причинах мухаджирства сыновей амира Али аш-Шами – Абу-л-хана, Рашид-хана и Хамзат-хана (683–719 гг.) В конце текста хроники «Сказания об Аргвани» списка А дается приписка: «…Мученик Али Хаджияв сын Хасана ал-Иргани был девятнадцатым от предков древних. Он отправился в хадж, жил в Мекке по совершении хаджа, где провел шесть лет, в седьмом году он вернулся в Сирию (Шам), где жил один год. Изучал дело выхода предков его селения Аргуни из Шама, по какой причине они вышли и переселились оттуда и выяснилось без лжи, что Шам-хан, Рашид-хан и Хамзат, дети Сайида Али, амира Шама вышли в 708-719 г.х. из Нахшвана, боясь несправедливости амиров, и достигли …горы Бишдах. Произошло это в 1165 г.х (1751 г.)».
Последний фрагмент текста вызывает противоречивые мысли. Али Хаджияв, известный богослов (заметим, список А принадлежит его руке), будучи в хадже, решает лично удостовериться в достоверности описанных в хронике фактов. «И выяснилось без лжи…», – напишет он в итоге. Но то, что Али Хаджияв, один из образованнейших людей своего времени, выяснил в результате года поисковой работы (в 1165 г.х /1751 г.), вызывает удивление. Он словно отвечает на вопрос, поставленный перед собой: «По какой причине они вышли и переселились оттуда?». На самом деле ответа на этот вопрос у него нет. Откуда «оттуда»? Из страны Шам? Или из города Шам (Дамаск)?
Возможно, предыдущие фразы – «в седьмом году он вернулся в Сирию (Шам), где жил один год» и «изучал дело выхода предков его селения Аргуни из Шама» – указывают на то, что он вернулся в город Дамаск (Шам)? И жил в этом городе год? А если он жил в стране Шам, то где именно? У кого уточнял, проверял имеющуюся информацию? И самое главное, откуда – страна то большая – все же вышли гонимые братья, сыновья саййида Али, по тексту «амира Али аш-Шами»? Из какого конкретного населенного пункта, города? И где, в каком населенном пункте их отец амир Али аш-Шами был правителем?
Любопытно и другое, согласно тексту аргванинской рукописи, «сыновья сайида Али перешли в Кагзман, где находились их родственники». [По списку Г: «и дяди их саййид ал-Гази и Хамзат»; по тексту Н. Семенова: «они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Гамзат»]. В Кагызмане жили один или два брата их отца – говорит ли это о том, что это их родина?
Совершенно непонятно, каким образом мимо любопытства Али Хаджиява прошел вопрос «сайидства» Али аш-Шами и его братьев Гази и Хамзата, один из важнейших для мусульман?
Надо признать, что в результате года специальной поисковой работы (назовем эту деятельность так) у «исследователя», каковым предстает Али Хаджияв, совершенно отсутствует какая-либо конкретика и ничего нового к тому, что уже сообщает текст рукописи, Али Хаджияв, к сожалению, не добавляет.
Переселение наших героев, согласно известным спискам текста, произошло между 63 и 100 гг. по хиджре или между 683 и 719 годами нашего летоисчисления. Причиной тому послужило: по списку Семенова то, что «после смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных (здесь и далее выделено мной – П.Т.)»; по аргванинскому списку – «после его смерти Абу-л-хан и его братья подверглись угнетению со стороны старшин и амиров. Место их отца занял Амр б. Хасан аш-Шами, господин этих городов». По всей видимости, произошла какая-то смена власти или перемены во власти, которые имели отношение к политическим взглядам амира Али аш-Шами, и такие кардинальные перемены, что даже после его смерти они коснулись членов его семьи, его сыновей?
Попытаемся ответить на этот вопрос.
С 661 по 762 г. Дамаск (Шам) являлся столицей халифата династииОмейядов. Время переселения братьев-мухаджиров определяется хроникой в диапазоне 683-719 гг. Этот период ознаменовался правлением в Дамаске восьми омейядских халифов: Язида I (680-683 гг.), Муавия II (683-684 гг.),Марвана I (684-685 гг.), Абд ал-Малика (685-705 гг.), Валида I (705-715 гг.),Сулеймана, брата Валида I (715-717 гг.), Умара II, двоюродного брата Сулеймана (717-720 гг.), Йазида II ибн Абд ал-Малика (720-724 гг.).
Исходя из общеисторической и политической ситуации в халифате Омейядов в интересующий нас период времени (между 683-719 гг.) можно предположить следующие варианты событий и причин, вследствие чего сыновья покойного правителя амира Али аш-Шами, подверглись «угнетению», когда власть согласно тексту «перешла в руки людей неправедных», и они, «боясь несправедливости амиров», были вынуждены бежать.
Надо отметить, что по отношению к династии Омейядов на протяжении всего ее правления были охвачены враждебными чувствами самые разные слои общества, часть которых отказывалась признавать законность дамасских правителей. История этого противостояния восходит к событиям, последовавшим вскоре после смерти Пророка Мухаммада (632 г.). Общиной мусульман последовательно руководили выборные правители – халифы («преемники»), которые являлись сподвижниками Мухаммада: Абу Бакр ибн Усман (632-634), Умар I ибн ал-Хаттаб (634-644), Усман ибн Аффан (644-656), Али ибн Аби Талиб (656-661 и). Считается, что выборных (правоверных) халифов было четыре, но фактически был и пятый – в Куфе после убийства Али халифом был провозглашён его сын Хасан ибн Али (661). Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для сопротивления у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение. Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана – Йазид – командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти в 639 г. сирийским наместником стал его брат Муавия. Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. Вскоре Муавия захватил власть, положив начало династии омейядских халифов.
Как писал о периоде правления омейядских халифов И.М. Фильштинский, «исходившие в своей политике лишь из экономических и племенных интересов Омейяды ущемляли чувства тех мусульман, которые сохраняли духовную связь с временами патриархов. Отстранённые от власти «староверы», потомки сподвижников Пророка в Мекке и Медине и законоведы-теологи утверждали, что Омейяды отошли от принципа теократии и превратили Халифат в светское государство. Они требовали возвращения к старинным обычаям, основанным на Коране и сунне Пророка, и лишения правящей династии привилегий».
Возможно, к числу последних принадлежал и Али аш-Шами, который, судя по хронике, был представителем высшей аристократии, и занимал в халифате высокое социальное положение – он был сайидом, «господином старшин и султанов» и правителем (амиром) Шама,– одной из центральных областей халифата, где располагалась и столица государства и где начал свои действия наместник и затем халиф Муавия.
1) Возможно, бегство сыновей покойного амира Али аш-Шами в Нахшван от возможных притеснений со стороны новой власти могло произойти при халифе Муавии I (661-680), поскольку единственной группой, открыто не признавшей легитимность власти Муавии, были хариджиты(последователи самой ранней в исламе религиозно-политической партии, образовавшейся в Халифате в ходе борьбы за власть между сторонниками четвертого «праведного» халифа Али и его противником из династии Омейядов)при условии, если амир Али аш-Шами являлся их сторонником.
2) Возможно, это могло случиться при преемнике Муавии I, его сынеЙазиде I (680-683 гг.). Как известно, в период его правления в Халифате на протяжении нескольких лет шла гражданская война и жесткое подавление антиомейядской оппозиции (также продолжалась борьба с хариджитами). В этом случае амир Али аш-Шами находился в числе представителей этой оппозиции?
3) Возможно интересующее нас событие произошло тогда же, при Йазиде I (680-683 гг.), когда Халифат фактически раскололся и на протяжении нескольких лет в Сирии шла междоусобная борьба между представителями различных ветвей омейядской династии за власть. Тогда амир Али аш-Шами принадлежал к одной из противоборствующих ветвей омейядской династии за власть, потерпевшей в итоге поражение?
4) Наконец, возможно описываемые в хронике события происходили при Марване I (692-705), который жестоко подавлял внутренние мятежихариджитов, усиливших свое влияние в некоторых регионах халифата.
При последующих халифах, правивших после 705 г., в халифате устанавливается стабильная, спокойная внутриполитическая ситуация и интересующие нас события, связанные с именем амира Али аш-Шами не могли иметь место. Если принять за реальную дату 63 г.х. / 683 г., то мы имеем возможность связать рассматриваемое событие с упомянутыми внутриполитическими событиями, имевшими место в правление халифа Йазида I.

Маршрут мухаджиров Ближний Восток  Кавказ. Маршрут беглецов-мухаджиров согласно рукописи выглядит следующим образом.
Вышли трое братьев из Нахшвана (куда они, возможно, пришли изДамаска) в 63 или 100 гг. по хиджре/ 683 или 719 гг. – Кагзман (здесь жили 10 лет, здесь же умер Гамзат-хан, младший сын сейида Али аш-Шами) –Эрзрум (здесь жили 6 лет, здесь же скончался Рашид-хан, второй сын сейида Али_ – г. Халабар (Халабур, Галиб, возможно – Алеппо (Халеб) или долина р. Чорохи, где жили племена халибов?), где один из племянников странника-мухаджира Абдул-хана женился на дочери «князя неверных Албулата».
Следующее географическое перемещение мухаджиров, если следовать тексту хроники (список А), вызывает удивление как по своей краткости изложения, так и дальности маршрута: «…мы прибыли в Халабар, а оттуда в область, где не было ни людей, ни диких зверей, и остановились у небольшой речки…Б.схан». Таким образом, одним предложением мы перемещаемся из Ближнего Востока (г. Алеппо) на Центральный Кавказ (Кабарда, р. Баксан правый приток р. Малки, бассейн Терека).
Таким образом, на Кавказ, к географической точке р. Б.схан добралсяАбдул-хан, старший сын сейида Али, где он скончался в возрасте 90 лет (153 г.х. /770 г.). Здесь его дочери выйдут за местных правителей амиров Абизик (Абазак).
Отсюда, из Б.схана, трое сыновей мухаджира Абдул-хана и четыре его дочери будут вынуждены уйти из-за неожиданно вспыхнувшей вражды:«Затем между ними начались раздоры и тяжбы, и убил тогда мой слуга одного из их братьев, поэтому мы были вынуждены уйти из Б.схана и перейти на место близ речки, где построили крепкие дома из-за страха перед амирами Абизика» (список А). Из Басхана мухаджиры переселились к р. Аргун.
Саййид Али остался жить у р. Аргун. Фахруддин избрал местом жительства Байна-Саврайни, Шам-хан переселился дальше – в Нашаха(Нашх, горная Чечня) в 213 г.х. /828-829 гг.  
Заметим, что в одном из чеченских списков «Сказания об Аргвани» (рукопись Темирко Урусханова) сообщается о том, что родоначальник чеченцев пришел в землю «габаров-кабардинцев»В свою очередь, возможно, под известными по тексту хроники «амирами Абизик (Абазак)» – понимаются правители абадзехов. По преданиям, первым пунктом, занятым предками абадзехов – пришлых семи семейств (которые считали себя выходцами из Арабистана), являлась долина Тубе, находящаяся в верховьях р. Пшехи, притока р. Белой, близ горы Фишт (примечательно, что в унцукульском списке в рассказе о вынужденном переселении мухаджиров «из Б.схана» упоминается, по всей видимости, именно это гора: «Все наше имущество осталось в горах Бишду»).
По преданиям, записанным и опубликованным Н. Дьячковым-Тарасовым (1902 г.), воссоздается маршрут предков абадзехов, прибывших из Арабистана на Кавказ, в долину Тубе. По одному из преданий «…со многими приключениями пилигримы из Арабистана добрались до Константинополя,…пилигримы здесь не нашли защиты и вынуждены были на корабле бежать далее, к берегам Кавказа, высадились они близ нынешнего Туапсе; сначала они поселились среди убыхов; однажды в поисках за дичью одна группа абадзехских охотников дошла до вершины Главного хребта, спустилась в долину Пшехи (Пчеха) и остановилась в долине Тубе. Второй вариант из сказаний о происхождении абадзехов передает, что предки их вышли из Абхазии, долго жили в долине Шахе и впоследствии перешли хребет и основались в долине Тубе. Третий вариант этих сказаний сообщает, что абадзехские родоначальники, «придя с берега моря», жили сначала в Татартун, затем поселились на р. Арид, откуда перешли в долину Тубе.Возможно, эти предания имеют непосредственное отношение к нашим мухаджирам и таким образом воссоздают недостающее звено по маршруту их перемещения из Ближнего Востока на Кавказ: Алеппо – Константиновполь – Туапсе – долина Тубе?
Следующее поселение, которое образовали потомки мухаджиров, поселившиеся в Нашахе  Махинта (т.е. Махкеты – село в Веденском районе Чечни, расположенное на берегу р. Бас). Аркун, сын Саййид Али оставил свое место и обосновался вместе с Фахр ад-дином в Махинта.
И конечное звено в этой цепи – селение Аргвани (430 г.х./1038 г.).

Попытка реконструкции истории образования селения Аргвани по «Сказанию…».  Очевидно, что редакции известных сочинений в том виде, каком они дошли до нас (со множеством противоречий разного рода  как внутри данного источника, так и между их данными и установленными историческими фактами), требуют к себе критического подхода. Тем не менее, каждый документ отражает свою реальность. Ниже предпринимается критический анализ сведений  хроники «Сказание об Аргвани»с цельюизвлечь зерна исторической реальности и положить их в основу реконструкции истории возникновения аула Аргвани и исторических событий в Нагорном Дагестане.
Согласно «Сказанию…», потомки Саййид Али ашШами появляются в Дагестане, проходя по маршруту Шам –  Нахшаван – Кыгызман – Арзуман – Центральный Кавказ – Чечня (Нашхай, Махкеты) и далее – в Гумбет.  К 213 г.х./828-829 гг. уже внуки амира Саййид Али ашШами,    Шам–хан, Саййид Али и Факр ад–дин,  обосновались в западной части  горной Чечни, в ущелье реки Аргун.  Здесь у  Саййид Али родился сын Аркун. Братья Саййид Али,  Шам–хан и Фахр ад-дином,  обосновали рядом свои поселения – в Нашахе и в Махинта.  По неизвестным причинам Аркун, сын Саййид Али, переселился  жить к дяде Фахр ад-дину в Махинта.  Спустя десять  лет Аркун  отправился  с  ним в горы, по всей видимости, с определенной целью -  в поисках нового места. Согласно «Сказанию…» они обнаружили его среди большого леса, когда  «…Аркун, сын Саййид Али …вместе с Фахр ад-дином …отправились в горы на поиски и нашли на одной из гор большой лес и превосходный участок земли, и задумали остаться  здесь и обосноваться на постоянное жительство».
К сожалению, автор хроники не уточняет, что он имел в виду под «превосходным участком земли» в лесу, был ли он уже кем-то возделан? Не  сообщает он и о том, была ли округа  кем-то еще заселена к тому времени. Однако известно,  что со временем, в  территориальные пределы селения Аргвани вошли земли  близлежащих  поселений  ЭшехабРучних росу,ТIиндисезул росуНа территории последнего поселения отчетливо прослеживаются строительные остатки, могильники с каменными ящиками, при земляных работах обнаруживают бронзовые наконечники копий, украшения.  По преданиям, жители  этих  поселений  были угнаны Арсах–Тимуром, а  их опустевшие  земли освоены аргванинцами.  Речь здесь идет об Аксак Тимуре (1336-1405) – «Хромом Тимуре» (тюрк./перс. Тимур-э Лянг), как называли известного завоевателя Тамерлана, основателя империи и династии тимуридов, который в самом конце XIV в. вторгся в пределы Дагестана. На землях исторического Аргвани  известно еще два старинных поселения КастIаниб и ЧIугIлиб росу.
По «Сказанию…» селение Аргвани образовалось  на горе, где располагался «большой лес» и был обнаружен «превосходный участок земли». По настоящее время топонимы ближайших окрестностей с. Аргвани, совершенно безлесых, сохранили  лесную терминологию: Рохьол букIун(«угол леса»),  Рохьол щоб («лесной холм»),  Тамазал рохь («лес Тамаза»),ЧIугIдерил рохь («лес чуглинцев»),  Рохьол бакълъи («лес на солнечном склоне»). Заметим, что практически все сельские общества Гумбета  (Цилитль, Тлярата, Сиух, Нижний Инхо, Верхний Инхо, Килатль, Ингиши и др.) в рассказах о стародавних временах упоминают об окружавших их густых непроходимых лесах.
Автор «Сказания…» продолжает: «Мы  пришли к единому мнению о постройке укреплений и домов в этом месте. Тогда мы оставили нашего сына Аркуна на этом месте, где образовалось (впоследствии)  большое селениеАргуни (Аргвани)».  Хотя автор «Сказания…» указывает на предпринятое ими здесь строительство «укреплений и домов», у нас есть основания предполагать, что  место, выбранное для  обоснования нового аула, «превосходный участок земли»,  возможно, прежде уже было  кем-то обжито и  здесь  находилось небольшое заброшенное старинное поселение. По сельским преданиям, здесь прежде находилось разрушенное и безлюдное поселение: «Гьениб букIун буго рохьацаги сверун ккураб чвадназул суратги бугеб бакIгьенив яшав гьабулев чиги  ватун гьечIо». Напомним, что в одном из списков «Сказания…»  так же упоминается о каком то обнаруженном здесь большом доме.
В центре селения Аргвани (чуть выше авала «ХIорикь») имеется место, которое называется  «ГIурусазул хобал» (авар. «могилы русских») . По преданиям, селение начало строиться  именно с этого места: «Эргьвендерица росу бан  бугеб  хьонлъул авалалдагIурусазул хабалан абулеб букIана».Очевидно,  что эти могилы не имеют отношения к захоронениям солдат  царской  армии, погибших при  взятии   Аргвани в 1839 г., они  намного древнее    по рассказам, в одной из могил в кости плеча был обнаружен наконечник стрелы («чIорбутIалъул чIор»), другая могила была  закрытаплитой с изображением креста «гьезда  тIад                 ч Iвараб  къоноялда  бугоан  ханчил  гIаламат» (отсюда, вероятно, и название могил «гIурусазул»). Не исключено, что этот могильник относится к концу I – началу II тыс. н.э., когда христианство получило распространение в Горном Дагестане.Примечательное  заключается в том, что здесь, возле этих (христианских) могильников, аргванинцы проводили магические обряды исцеления домашних животных   на небольшой площадке по кругу водили больную лошадь, мула, осла, но не рогатый скот.  В этом обряде  отчетливо прослеживаются отголоски местного языческого, дохристианского пласта культуры, что несомненно свидетельствует о древности поселения.
В  «Сказании об Аргвани»  повествуется о христианских общинах горной Аварии, селениях «…Гимрав, Унсукул, Ихил, Чирката, Ашильта, Инху,  весь Аваристан – из христиан, Сугул, Чаххал и Кудил – из них же, …что касается жителей Гида, то они из Грузии,  …весь Багулал  - из Грузии».  Там же, автор рукописи сообщает, что  андийцы – «жители Андала из евреев»гумбетовцы  «жители Кубути из Грузии»,   а «селение Аргуни – изШама».  Автор рукописи датирует этот период времени   XI в.: «это имело место в 430 г.х.// 1038 г.».  
Действительно, до утверждения ислама, как свидетельствует историко-этнографический материал, почти во всех селениях, составивших впоследствии общество Бактлулал (Гумбет)имело широкое распространениехристианство.  Напомним, что население Хунзахского плато в «суракатские» времена было христианским. По грузинским хроникам, вплоть до XIV в. на территории Аварии предполагается существование двух религиозныхадминистративно-территориальных единиц: Анцухской и Хунзахскойепархий («…храмы в Анцухе, …церковь народа Хундзи»). Официальное принятие ислама в Хунзахе принято относить к началу XIV в. (в пределах первого двадцатилетия).
Согласно «Сказанию…» селение Аргвани – первая мусульманская община в Нагорном Дагестане  во главе с амиром Аркуном: «…амир Аваристана и брат его …оба они кяфиры, из иудеев. … не было в то время других амиров, кроме Сураката и его брата Кахара. Оба они – неверные, а я(т.е. амир Аркун – П.Т.) – мусульманин».  Именно по этой причине  онавыступает в  X-XIII вв.  в крае как главный противник «неверного» и «нечестивого» Сураката.  По мнению А.Е. Криштопы время деятельности Сураката (Сураки) по «Тарих Дагестан» сопоставимо со сведениями о Сарире  X-XI вв.. Хронологически с этим периодом соотносятся  даты образования аула Аргвани, выявленные  по трем спискам «Сказания…»: по унцукульскому списку 212 г.х./830-840-е гг., по списку Е  370 г.х./981 г.,  по списку А – не позже 430 г.х./1038 г.  

Территориальный рост  селения Аргвани. Селение Аргвани со временем разрослось, поглотив окрестные поселения (ЭшехабРучних росу,  ТIиндисезул росу, КастIаниб, ЧIугIлиб росу). По одному из преданий,аргванинцы даже изгнали чуглинцев со своих мест. По всей видимости, первым насильственно присоединенным к Аргвани поселением стало близлежащее СагIду майдан  – согласно преданиям, его владелец Сааду был  убит,  поскольку им была нужна его земля: «Аби буго гьез чIваравила СагIду, жидеего ракь къваригIун».
Трудно сказать,  когда и как  это произошло, однако известно, что к периоду правления эмира Аркунаблизлежащий аул  Гадари находится под сильным влиянием Аргвани.  Возможно, аул Гадари к тому времени переживал последствия мора – согласно преданиям аул (первоначально расположенный в местности Росдал щоб – «холм селения» ) практически обезлюдел, и его население было вынуждено переселиться в другое место. К тому времени  местность на берегу реки, где ныне  расположено селение Гадари, согласно «Сказанию…», уже была  представлена  аргванинским амиром Аркуном на жительство нескольким вынужденным переселенцам из селения Эмельта. Отсюда, видимо происходит распространенное предание о том, что первые гадаринцы – это бывшие жители разоренного с. Эмельта.
Предание  об эмельтинских переселенцах, относящееся ко времени правления   амира  Аркуна,  вошло в «Сказание…» в контексте рассказа онабеге хунзахского правителя Сураката вместе с его вассалами, общинами селений Тлох и Инхона мусульманскую общину селения Эмельта(ГIемельтIа): «Когда я (амир Аркун – П.Т.)  услышал о войне их, я отправился с жителями Аргуни против Сураката, и мы вступили в бой с ними». Однако помощь запоздала: «…в том селении мы не нашли никого в живых, все были мертвы, кроме трех братьев – Мусы, Ибрахима и Хаджи, сыновей Фирали».Эти братья, как передает автор, спустя некоторое время прибыли в селении Аргвани. Здесь их хорошо приняли и, по «Сказанию…»,  эмильтинцы «подарили нашему джамаату  миску меди, в ней 30 раталов, а наш джамаат отдал им узкий участок, называемый Риф ал-ма-аз (по А.Р. Шихсаидову в пер.с араб. - «берег козлов», у Ш. Сайгидинова - «ЦIаназул нохъо», с авар.яз. «грот, пещера коз»), где они построили селение. Мы его назвали Гадариб, в соответствии (с аварским)  названием «миски».  Когда же поселение разрослось,  аргванинский джамаат   выставил  перед  эмельтинскими переселенцами условие: «… когда их селение достигло 30 домов, на жителей этого селения  в пользу джамаата Аргуни топливо на 30 ослах для мечети, 30 раталов жиру для светильников мечети» (пер. А.Р.Шихсаидова). Случилось это событие, согласно рукописи, в 900 г.х. //1494 г.
Как  уже упоминалось, хроника «Сказание об основании  аула Аргвани» известна в нескольких списках, почти повторяющих друг друга. Любопытно, что в одном из списков, в составе сборной рукописи принадлежащей  аргванинцу Абдулатипу Шамхалову (что особенно примечательно), не содержится фрагмент  о  переселенцах из селения Эмельта.  Не  представлен этот фрагмент и в унцукульском  списке рукописи, переписанной  неким Абдужалилом из Унцукуля у наиба Шамхала (отца Абдулатипа Шамхалова). Можно предполагать, что пассаж о переселении эмельтинцев и образовании ими селения Гадари в ряде рукописей является более поздней  интерполяцией, призванной показать и обосновать со ссылкой на авторитетный письменный источник (а не на устную традицию), каковым выступало «Сказание об основании аула Аргвани», исконную принадлежность этих земель.

Мнение  гадаринцев, что их селение намного старше описываемого в предании и хронике события с переселенцами, разделяет и проф. М.А. Агларов.  Со ссылкой на этнографа Е.М. Шиллинга, утверждавшего что  «гумбетовские аварцы –  это бывшие андийцы» и предварительных предположений лингвиста Ш.И. Микаилова, он   находит вполне допустимым происхождение «названия селения Гъадари от андийского гъадор – речка, что соответствует  распространенному аварскому ойкониму ЛъаратIа, то есть Наречное».  Действительно, Ш.И. Микаилов в своем исследовании по аварской диалектологии  ряд названий  аулов Гумбета этимологизировал данными андийского языка: «… селение Данухъ происходит от андийскогодан – «баран» и  ухъ – окончание местного падежа; селение ИчIичали – от андийского  слова ицIичIол – «ласточка», селение Аргъвани – от андийскогоаргъван – «муть». Однако заметим, что это лишь только предположение лингвиста, далекое от научно обоснованного утверждения – как известно, всесторонний этимологический анализ требует прежде всего выяснения его места в топонимическом ряду (закон ряда) и вариантов его названия по диалектам.

По всей видимости, с тех самых пор, как аргванинский эмир стал распоряжаться землями Гадари (в силу его упадка), на протяжении длительного периода времени  оно фактически находилось  в составе  Аргвани.  Примечательно, что в  одном  из  российских  документов  по земельным вопросам начала  XX в.  было отмечено, что многочисленные территориальные споры  между обществами Аргвани и Гадари возникали по той причине, что  их земли оказались не разграниченными, так как «раннее они составляли одно общество, в котором приоритет был у Аргвани»Здесь уместно напомнить о том, что важнейшим признаком суверенности того или иного общества являлось наличие четких границ.

 

Образование селения Аргвани тухумом «Шамалдаса рачIарал».

В основе традиционной социальной организации  дагестанскойсельской общинылежали патриархальные кровнородственные объединениятухумы.  Как известно по историко-этнографическим наблюдениям, вНагорном Дагестане не все родственные группы в джамаатеквалифицировались как тухумы, а лишь те, из числа которых могли быть выбраны правители - «чIухIби», «гIадилзаби».  Тухум обозначал привилегию на управление, и это было едва ли не самой важной его функцией.

Материал  по  тухумам, собранный в Аргвани, показывает, что здесь нет разных тухумов, происходящих из различных мест. В селении Аргвани отчетливо называют только два тухума – основателей аула «БагIарилазул тухум» (их еще называют «Шамалдаса рачIарал», с авар. яз. – «пришедшие из Шама», они же «Шамхаловы») и пришлый «Гъуладисезул тухум» (из с. Голода), прибывший в аул из ЦIора во времена Надир-шаха в XVIII в.: «…гьеб букIун буго некIоб ЦIороб букIараб магIарулазул росу,  Надиршагьасул заманалда бухIун буго гьеб». Старожил и краевед  Ш. Сайгидинов отмечает, что пришлый голодинский тухум по  своему статусу не уступал первому: «Гьеб кIиябго тухум букIун буго цого гIамал-хасият релъарал чагIазул». Очевидно, что Аргвани  был заселен в прошлом группой людей, происходящих от одного предка и известных в ауле как  тухум «Шамалдаса рачIарал» (авар. «пришедшие из Шама»).

Дома  членов фамилии тухума  БагIарилал располагались в квартале«Чагар-авал», который в прошлом состоял из двух частей «Щулалъулавал» (авар. – «квартал укрепления») и «Гьардохъабазул-авал» (авар. – «квартал попрошаек»). Вплоть до XIX в. здесь, на самой высокой точке аула располагалась   боевая  башня. Рядом располагались дома членов фамилии «эмиров» Аргвани (тухума БагIарилал, и, в частности, в XIX в. наиба Шамхала). Не случайно к  ним территориально примыкает «Чагар-авал», так называемый «квартал попрошаек».  Проф. Б.Г.Алиев определяет чагаров как феодально-зависимое сословие крестьянства, которое находилось в полной личной и поземельной зависимости от феодалов.  Обычно чагары селились возле двора своего владельца, занимая специальный квартал.

Всего в историческом селении Аргвани известно девять кварталов:БухIадил авал (? квартал), ХIосихъ авал (авар. «у столба  квартал»), Чагъаралъ авал  (авар. «у чагаров – квартал»), Игьелдерил авал (авар. «игалинский  [направленный в сторону с. Игали] квартал» ), ГохIлъул авал (авар. «холма квартал»), ГохIтIа  авал (авар. – «на холме [расположенный] квартал),ХIорихъ авал (авар. «у пруда [расположенный] квартал»), Хьонлъул авал (авар. «теневой квартал»),  Бакълъул авал (авар. «солнечный квартал»). Надо отметить, что все кварталы, кроме  Чагъаралъ авал, имеют топонимическую привязку.

Кроме обозначенных выше двух патронимий, управлявших общественной жизнью джамаата, имелись также небольшие родственные группы, отчасти образованные семьями-переселенцами из других местностей отдельных случаях не аварского происхождения):  ЦIорончIикIал, Кортал («Курдал»), Дорчаби, Эссенаби, ГIадакаби, ГIумартаби, Чартаби, Гичаби, Тумал (авар. тумал – лакцы), Мажараби, Туркъал, Муитал, Къажарилазул(къажарал).  Отмеченное А.И. Исламмагомедовым «наблюдаемое в Аварии совпадение числа основных тухумов селений с числом заброшенных поселений вокруг него, откуда по преданию происходят эти тухумы» в Аргвани совершенно  не прослеживается.

В Аргвани   были известны и семьи потомков невольников грузинского происхождения, плененных во время набегов на Алазанскую долинуНадо заметить, что сословие рабов (авар. «лагъ», «хъузхъул») в социальной структуре селений Гумбетовского союза сельских обществ занимало свое определенное место. Абдулатип Шамхалов, упоминая о сословном неравенстве в дагестанских аулах, в одной из своих работ писал: «Почти в каждом ауле имелся квартал, где жило рабское сословие, обособленно от остальных жителей».  Действительно, по историко-этнографическиму  материалу, в одних селах лаги жили на хуторах, в других – заселяли особые кварталы: в Чиркате они образовали Гуржиязул авал (букв. «грузинский квартал»), в с. Гадари и с. Щабдух были известны лагские тухумы родагуржи тайпа  («грузинский»), такие  же гуржиял  тухумы были известны в с. Мехельта, с. Кижани и др. Позже,  став юридически свободными и  являясьчленами джамаата,  лаги социально равноправными не становились, равноправие носило скорее формальный характер.  В частности,  в Аргвани оно выражалось в том, что после совершения пятничного намазапредставителей так называемого грузинского рода просили освободить раньше других мечеть перед выступлением муллы с порицанием кого-либо из местных узденей.

По полевым данным Б.Г. Алиева и МС.К.Умаханова в Аргвани «господствовал тухум Ханзаби», т.е. ханов, правителей. По всей видимости речь  идет  именно  о тухуме основателей и  владетелей  аула  «БагIарилал»    («Шамалдаса рачIарал»). Возможно, именно их правление имел в виду и известный исследователь Х.М. Хашаев, когда еще в 1960-е годы писал: «Нам удалось установить, что в горах Дагестана существовали раннее неизвестные исторической литературе феодальные образования, в частности в … Аргуани». Мнению Х.М.  Хашаева вторит современный исследователь Т.М. Айтберов,  утверждающий, что  к  XIV-XV вв.  в  Гумбете  существует сильное «княжество с центром в Аргвани».

Как известно, термин  «княжество»  обозначает монархическоегосударственное образование, наиболее типичное для периода феодальной раздробленности, во главе которого стоит князь. Мусульманские князья обычно носили титул эмира или амира, в частности, по «Сказанию…»,  Аргвани правил амир, а  Баклулалом, согласно письменным источникам   эмиры. Поэтому в данном контексте соционим «княжество» представляется неуместным русизмом и далее  предлагается пользоваться определениемАргванинское эмирство или эмирство Аргвани.

 

Приложение

О решении пограничного спора между обществами селений Аргвани и Гадари, 1888 г.

 

Военный губернатор Дагестанской области ген.-майор Тиханов от 15 апреля 1889 года представил в Комиссию для окончания сословно-поземельного вопроса в частях Кавказского края  военно-народного управления копию маслаатского решения с переводом, состоявшегося 7 октября 1888 года по поземельному спору между обществами селений Гадари и Аргуани Андийского округа.

 

Перевод:

С давних пор неоднократно возбуждался между названными обществами спор за участки земли: Барца-Кары, Иаллаб Габуртали, Баараб Калатлул  Гомог, Батлул Гомог, Шамхалил Хаара, Хасанбегил Гомог, Ноходул Щоб и Хархал. Эти земельные участки простираются в длину до Чиркатской общественной земли по южному склону и к северному склону, а в ширину до Гадаринских общественных земель. Для разрешения этого дела Помощник Начальника Округа Закутовский выехал на место спора с Андийским окружным судом.

При решении дела присутствовали Прапорщик Мазак Магомед оглы, Ангута Халил оглы, Магомед Иман оглы  Гаджиов Абдул Галим.  Вместо наибов Гумбетовского и Андийского прибыли на место спора депутаты их Мамат хан  Султан оглы и Омар Дауд оглы.

Туда же были вызваны почетные лица из соседних селений: ансалтинский Омар Дибир, чиркатинский старшина Салман и их односельцы Гаджиов Кура Магома оглы, Гимбат Абакар оглы, Салман Али оглы, Хадис Хаджиов Дарвиш оглы, Махмуд Сулейман оглы, Магома Юсуф оглы, Якуб Шамхал оглы, Магомед Али Муртузали оглы, Али Магомед Али оглы, Магомед Али Абдул Кадыр оглы, Гаджи Магомед Магомед Али оглы и Омар Нуров оглы.

Из селения Данух – Даци Магомед Амин оглы, Иса Кичибек оглы, Омар Нурмагомед оглы, Гаджиов Амир Хан оглы, Салат Гирей Ама оглы и Омар Чопалав оглы.

Из селения Мехельта – Магомед Абдулла оглы, Мусса Омар оглы, Ордаш  Магома Али оглы, Юсуф Мирза Хан оглы, Муртузали Гаджиов оглы и Умакилов Мусса оглы.

По предложению всех этих собравшихся лиц поверенные спорящих сторон дали свое согласие кончить дело маслаатом. Поверенными от общества селения Гадари были назначены  Салат Гирей Али оглы и Магомед Мирза Нур Магома оглы; от общества селения Аргуани назначены поверенными Черкес Халит оглы и Сараждин Дауд оглы.

Поверенные эти явились с доверенностями от своих обществ, уполномачивающих их кончить дело как им заблагорассудится, по шариату или маслаату.

Один из Гадаринских поверенных заявил, что на спорной земле они, в числе 62 лиц  имеют собственные участки, которыми они всегда пользовались. От поверенных каждойиз спорящих сторон отобраны отдельные подписки в том, что они согласны кончить дело маслаатом в присутствии Помощника Закутовского, членов Андийского окружного суда и поименованных почетных лиц. Подписки поверенные подтвердили приложением своих пальцев.

Поверенные селения Аргуани Сараждин Дауд оглы и Черкес Халит оглы, поверенные селения Гадари Салат Гирей и Магомед Мирза. Октября 7 дня 1888 г.

В виду согласия поверенных спорящих сторон кончить дело маслаатом, все присутствовавшие объехали все спорные места, не исключая оврагов, курганов и возвышенных мест.

После объезда был установлен следующий маслаат: земля от самого начала Боцокари Майдана до Цабалаб Габуртли должна находиться в пользовании Аргуанинцев, а находящаяся позади, под названием Ноходул Щоб до земли Чиркатинского общества в пользовании Гадаринцев.

По окончании раздела поставлены пограничные знаки: от возвышенных холмов до большого хребта, от дороги через овраг до противоположной горы и далее чрез дорогу до другого оврага. Земля и лес к стороне селения Аргуани должны находиться в пользовании аргуанинцев, а к стороне селения Гадари – в пользовании гадаринцев.

Так окончен этот спор между двумя обществами 7 октября 1888 года.

Подпись: Помощник Закутовский и члены Андийского окружного суда.  Составил Письмоводитель Дибир Будунов Кудутлинский.

Перевел Переводчик Канцелярии Военного губернатора Дагестанской области Штабс-Капитан Магомедов


3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый брат Гаджи!
    Позволь сперва поблагодарить тебя за сей удивительный, необыкновенный труд.
    Я есть потомок осевших в Нашахе Алидов, т.е. семьи Сейда Али Шами. Мой тайп так и называется "Нашхой", следовательно, я есть "нашхо". Слово это, как я полагаю, арабское, от "насих" (совет). Почему? Потому что именно в Нашахе заседал Совет народа Нохчу (Чечни) в теч. тысячи лет, вплоть до завоевания Кавказа русскими кафирами. Там стоял огромный народный котёл (яй), и из одного этого котла старейшины (шейхи, депутаты) чеченских родов должны были поесть, как одна семья.
    В Нашахе (Горная Чечня) жила старшая линия Сейида Али Абу-Талибв (да будет им доволен Аллах) по линии эла (князя) Абдул-Хана, поэтому нашхоевцы, по праву старшинства, были авторитетом у всех более молодых алидо-чеченских тайпов.
    Хотелось бы тебе сообщить ещё немало важную деталь: сын халифа Али, Абдул-Хан, положивший начало чеченскому народу-элий, прибыв на Сев. Кавказ, поселился в Балкарии, под горой Эль-Брус, и где то там и похоронен (или в горах соседней Дигории). Там Абдул-Хан был женат на местной княжне и имел от неё детей - по этой линии и идут кабардино-черкесо-адыгские князья, отпрыски святого князя Инала. Осетинский святой Хетаг, предок Хетагуровых, также был потомок этого князя Инала. Потомки алидского князя Инала, кабардинские князья, состояли в близком родстве с московскими царями, начиная с Ивана Грозного (этого московского царя все иностранные путешественники описывали как мусульманина, есть его шлем, расписанный аятами из св. Корана).
    Как видите, затронутая тобой тема колоссальная, но практически никем неизученная.
    Так что буду надеяться, что ты продолжишь свои поиски и публикации на эту тему.
    Желаю тебе и твоей семье здоровья и благополучия. Пусть Всевышний вознаградит тебя!
    Твой брат Нашхо.

    ОтветитьУдалить